Это экспонат не из числа приметных. Хоть и находится он в составе основной экспозиции Павловского исторического музея, но вряд ли многие посетители обращали внимание на невзрачного вида металлическую сетку, подпись под которой гласит: «Шелковое омедненное кружево. Нач. XXв. Подарок швейцарского изобретателя Шоопа Г.Э.Шперк». А жаль, ведь перед ними, в музейной витрине находится, возможно, старейший на территории нашей страны образец технологии и поныне активно применяемой в зарубежной и отечественной промышленности.
Кто же такой швейцарец Шооп и в чем заключается его изобретение? Макс Ульрих Шооп родился в 1870 г. в небольшом швейцарском городке Фрауэнфельд в семье учителя. В середине 1870-х гг. семья переехала в Цюрих, где Шооп и провел впоследствии большую часть своей жизни. По окончании средней школы юный Макс учился в горном институте, а затем профессионально занялся фотографией. В 1892 г. М.У.Шооп устроился работать монтером аккумуляторов в фирму «Эрликон» и вскоре оказался в ее московском филиале. В России он перенес приступ аппендицита, преподавал французский язык и музыку детям нижегородского фабриканта, лично познакомился с Львом Толстым и, в конце концов, в 1895г. вернулся в родную Швейцарию. На этом странствия начинающего изобретателя не закончились: Вена, Кёльн, Париж, США (где Шооп свел знакомство с Томасом Эдисоном)…
Главное в своей жизни изобретение М.У.Шооп сделал весной 1909 г. в Париже, наблюдая за стрельбой сыновей из детского ружья (были и такие!). Попадая в ограду сада, свинцовая дробь расплющивалась и создавала на каменной стене практически однородное металлическое покрытие. Так и зародилась идея Шоопа о переносе мельчайших (размером от 100 до 10 микрометров) частиц металлов и сплавов на подложку из другого материала. Причем как выяснил изобретатель в результате многочисленных опытов, материал этот может быть почти любым, в том числе и горючим: металл, стекло, дерево, ткань, бумага, керамика, гипс (а в наши дни еще и пластмасса). По мысли Шоопа придуманная им технология, названная в честь своего создателя шоопированием могла быть использована, прежде всего, в целях создания коррозионностойкого покрытия для деталей машин и механизмов.
В 1910г. Шооп окончательно перебрался в Цюрих, где открыл собственную мастерскую и занялся усовершенствованием своего изобретения. Именно там, в 1913 г. он придумал конструкцию необходимой для его метода металлизации газовой горелки, пришедшей на смену изначальным попыткам Шоопа переносить расплавленный свинец на подложку с помощью водяного пара. И в Цюрихе же, в начале 1914 г. состоялась встреча М.У.Шоопа с будущим инженером Павловской кустарной артели Густавом Эдуардовичем Шперком.
Незадолго до своего переезда на работу в Павлово Густав Шперк работал одним из директоров (а по совместительству и главным инженером) небольшого питерского завода, занимавшегося выпуском различной электрической арматуры. В январе 1914г. была запланирована поездка Густава Эдуардовича в Германию с целью закупки нового пресса у фирмы «Вайнгартен». Именно тогда к нему и обратился некто Каннендиссер, один из руководителей российского отделения фирмы Нобелей с просьбой заехать в Цюрих, чтобы встретиться с Шоопом и ознакомиться с методом шоопирования, а затем сообщить полученные в результате встречи сведения Каннендиссеру. Встреча двух профессиональных изобретателей состоялась и, судя по воспоминаниям Шперка, прошла вполне успешно. На память о ней у Густава Эдуардовича остался яркий пример созданной Шоопом технологии – украшенная розанами кружевная шелковая салфетка, покрытая тончайшим слоем меди (а вернее сплава меди с цинком – латуни).
Летом 1914г. Г.Э.Шперк по приглашению А.Г.Штанге перебрался в Павлово, где и поступил на работу в Павловскую кустарную артель. Вместе с ним в старинное кустарное село на Оке отправился и сувенир из далекого Цюриха. Подарок Макса Ульриха Шоопа Г.Э.Шперк хранил долгие полвека, вплоть до своей смерти в марте 1964г. После кончины Густава Эдуардовича его вдова Мария Дмитриевна Шперк передала омедненное кружево на хранение в Павловский краеведческий (ныне – исторический) музей. В 1997г. необычный экспонат вошел в постоянную экспозицию музея вместе с некоторыми другими вещами и документами, принадлежавшими Г.Э.Шперку.
А что же дальше произошло с самим М.У.Шоопом и придуманным им шоопированием? Макс Ульрих продолжил совершенствовать свое изобретение. В 1918г. он разработал альтернативу газовому распылителю – электродуговую горелку, в 1921г. получил патент на металлопорошковое газоплазменное распыление, в 1930г. предложил исправлять с помощью шоопирования дефекты литья, а в 1935г. попытался использовать напыление металла для улучшения звукоизоляции стен, потолков и полов жилых и производственных помещений.
В 1917г. муниципалитет американского города Филадельфия удостоил Макса Ульриха Шоопа престижной в изобретательской среде премии имени Джона Скотта. Чтобы понять значимость этой награды достаточно перечислить некоторых других ученых и инженеров, получивших премию Дж.Скотта в первые десятилетия XXв.: Томас Эдисон, братья Райт, Мария Склодовская-Кюри, Гульельмо Маркони, Никола Тесла, Игорь Сикорский.
М.У.Шооп оставил работу в своей мастерской только в возрасте 75 лет. Умер он в 1956г. в Цюрихе на восемьдесят шестом году жизни. Придуманная же швейцарским изобретателем технология продолжает существовать и развиваться до сих пор. Правда, сам термин «шоопирование» ныне встречается редко, в специальной технической литературе чаще пишут о газотермическом напылении и металлизации распылением расплавленного металла. В наши дни создаваемые с помощью газотермического напыления покрытия используют в самых разных целях – как износостойкие и антикоррозионные, электроизоляционные и электропроводные, термобарьерные и декоративные. Шоопирование применяется также для ремонта и восстановления изношенных деталей и оборудования – с его помощью можно нарастить от десятков микрон до нескольких миллиметров металла.
Технический прогресс не стоит на месте и к разработкам М.У.Шоопа ныне добавились вакуумная, плазменная, лазерная и др. виды металлизации, получившие распространение в оптике и радиоэлектронике, автомобильной промышленности и судостроении, самолетостроении и ракетной технике. А у истоков всего этого разнообразия стоит недавно отметивший свое столетие, скромный экспонат Павловского исторического музея – памятник истории развития мировой техники, попавший в наш город благодаря инженеру Павловской кустарной артели Густаву Эдуардовичу Шперку.
Николай ФЕДОТОВ.
29.09.2023