Контакт
Версия сайта для слабовидящих

Бабасово ныне - деревня в одну улочку с традиционным для русских селений прудом, именуемым Прорвой - холодным и бездонным, с речушкой Бабасовкой, больше напоминающей ручей, с вкуснейшей колодезной водицей, с заросшими усадами и цветущими палисадами. При въезде в деревню - взгорье, которое в первой половине прошлого векавенчалосьглавнымсооружениемдеревни -церковью Рождества Христова - храмом православия,русской культуры и образования.

Церковь снесена с лица земли в послевоенные 40-е годы, а она являлась средоточием общественной жизни прихожан не один век – впервые упоминается существование храма Рождества Христова в Бабасовев документах ХVII века, в то время храм был деревянный.

Храм Рождества Христова в камне строился явно в эпоху царившего на рубеже ХVIII-ХIХ вв. в архитектуре России - классицизма – стиля строгого и торжественного. По воспоминаниям старожилов села поле стен храма, колокольни и трапезной было голубого цвета, с пилястрами, фризами, поясками и прочими элементами декора белого цвета. Квадратный в плане первый этаж основного объёма имел четыре треугольных фронтона, второй ярус цилиндрической формы – высокий и массивный, в восемь окон, перекрывался куполом, увенчанным глухим барабаном с небольшой главкой. Колокольня имела два яруса, но пропорции и членение фасадов, удлиняли, делали её стройнее, выше.

Уничтожены церковное здание и колокольня церкви Рождества Христова, нет уже ни церковной ограды, ни крестов на могилах прихожан, нашедших упокоение в освящённой земле близь храма - государственные катаклизмы прошлого века ещё не раз аукнутся для многих поколений России. Можно взорвать материальный храм, но не реально стереть память людскую. А осталось на память нынешним жителям деревеньки об утраченной святыне немногое - чёрно-белое фото разрушенного здания церкви (фото №1), да спасённые предметы интерьеров храма– иконы, их оклады.

На фото №2 -оклад утраченной иконы,(размероклада 80 х 65 см), с сюжетной линией о Рождестве Христовом. Мёртвый металл оклада кажется оживает, рассказывая древнюю историю, которой две тысячи лет. Для русского православного человека во все времена икона была предметом священным, и потому тщательно сохраняемым и сберегаемым для передачи детям.

В семейном архиве потомков Я.В.Зуева (фото №3) - старосты церкви в Бабасове, бережно хранят икону(фото №4), с дарственной надписью: «1910 г. октября 10 дн. От благодарных прихожан Якову Васильевичу Зуеву, за усердие, и заботу по благоустройству и благолепию храма в с.Бабасове и 15-ти летнюю деятельную службу церковн. старостой». Письмо иконы не по дереву - по металлу.

В украшении иконы примененамногоцветнаяэмаль по сложному узору. Киот - деревянный шкафчик для иконы -вычурной формы (наружный размер киота – 40 х 44 см), с фаской и со стандартным для киотов боковым запором. Икона - обязательный атрибут русского жилища, как крестьянского, так и царского – объект истории, изучение которого обогащает многими знаниями.

Знанием искусства, религии, быта, общества эпохи написания иконописного объекта. Утраченный на многие десятилетия в прошлом веке институт церкви стал для русской культуры в большей части невосполнимой потерей. Иконыв церковных лавкахнынче ужедемонстрируют достижения полиграфии, иконы же прошедших веков, писаные темперой являлись видом живописного искусства, от которогоберёт начало русская светская живопись.

Последним священником храма Рождества Христова являлсяВиктор Иванович Троицкий (фото №5),прибывший на новое место службыв первое десятилетие прошлоговекаиз слободы Холуй Вязниковского уезда(с.Бабасово тогда входило в состав Владимирской губернии). В.И.Троицкий до своей кончины (1952г.) проживал в с.Бабасово, в церковной сторожке. У четы Троицких - Виктора Ивановича и Ольги Александровны была большая семья.

Ныне впустеющей к зиме деревеньке живут в летние месяцы потомки последнего приходского священника - его внук Аркадий Николаевич Планкин с семьёй, а в Павлове, Нижнем Новгороде и Богородске его правнуки и пра-правнуки.

В начале нынешнего века на месте утраченной святыни установлен памятный крест, а дождь всё ещё вымывает из полотна дороги на обочину фрагменты кирпичной кладки снесённого церковного здания даобломкинапольного керамического покрытия храма,которые изумляют качеством и красотой.На фото №6 (найденные автором в 80-е годы прошлого века) фрагмент шестицветной плитки 170 х 170мм и двухцветная плитка меньшего размера (70 х 70 мм), являвшаяся дополнением в картине общего рисунка плиточного ковра. Судя по клеймам на плитке (рисунок №1) - производства они АО керамических заводовДзебульский и Лянге Г.о.1895 г. Радомскаягуб., г.ОпочноГ. о. 1901г.Харьковская губ., г.Славянск. Эти заводы производили до революции 1917г. «…плитки гладкие и римские и кирпич, фарфоровые камни и шары для барабанных мельниц.»

Ныне от некогда внушавшей уважение архитектуры богатого села позапрошлого века сохранились лишь каменные «палатки» из красного керамического кирпича. Современная архитектура деревни представлена жилыми домами, с популярнейшей в провинции нашего времени «гамбрелью», или проще говоря - мансардой.Использование чердачных помещений (затея не русская), позволяет увеличить площади, но их массивные объёмы, с широчайшими фасадамии неприкрытыми свесами крыш напоминают по форме сараи. Сейчас древнее село можно назвать деревней дачников. Жизнь зимой замирает, многие дома пустеют, а центром общественной жизни более пятидесяти лет служит здание магазина – большая, приземистая, рубленная изба, не обременённая декором. Ну, что ж – время расставило жизненные приоритеты – выжить бы, до архитектурных ли изысков.

Автор благодарит за информационную поддержку В.М.Планкину.

Вера УРУСОВА.

На фото:

  1. Церковь Рождества Христова. Автор фото неизвестен. Нач. ХХ века.
  2. Оклад иконы. Фото автора. 2016г
  3. Я.В. Зуев. Фото М.П.Дмитриева.кон. ХIХ в.
  4. Икона Рождества Христова. Фото автора. 2016г.
  5. В.И.Троицкий. Фото из семейного архива Планкиных. 1904г.г.Ковна
  6. Напольная плитка из ц.Рождества Христова. Фото автора. 2016г.

Рисунок клейма на керамической плитке. Автор рисунка С.Баранова.



28.03.2024

Перепечатка (копирование) материалов возможна только с разрешения правообладателя - МБУК "Павловский исторический музей