На выставке.
(К столетию начала Первой мировой войны, 2014г.).
(эссе).
Первая мировая война. Для нас эта война превратилась в давно забытое прошлое, которое заслонили собой Октябрьская революция и последующая гражданская война, и еще более страшные испытания, обрушившиеся в XX веке на мир и Россию. И свойство человеческой памяти стирать остроту воспоминаний о событиях по мере погружения их в глубину прошлого привели к тому, что современники мало знают о ней. И поэтому выставка в Павловском музее под названием «Спусковой крючок XX века», приуроченная к 100 – летию начала Первой мировой войны – это хорошее напоминание о военных событиях того времени и об участии в них павловчан. Известно, что Первая мировая война явилась следствием противоречий, возникших между государствами Тройственного союза (Германия, Италия, Австро – Венгрия) и Антанты (Россия, Англия, Франция). В начале войны политики предполагали, что военные действия займут каких – то 3 – 4 месяца, но кровопролитие затянулось на годы. И домой с крестами и медалями на груди вернулись далеко не все ее участники, в том числе и павловчане.
Возможность организовать выставку и хоть как-то «вжиться» в то далекое время дал фондовый материал музея. В нем в основном фотографии участников – солдат и офицеров разных родов войск времени войны 1914-1918 гг. и из них многие изображения из фотосалонов Нижнего Новгорода, Москвы, Владимира и Вятки, Серпухова, Егорьевска. С них смотрят на нас и молодые безусые, и бравые «вояки», но у всех напряженный взгляд людей, которые жили, действовали в условиях постоянной опасности, и где решение любого, самого частного вопроса превращалось в решение вопроса о жизни и смерти. Честь и бесчестие, верность и предательство, любовь и ненависть, храбрость и трусость - все проблемы человеческого существования на любой войне завязываются в тугой узел.
По моде того времени люди на фото опираются на подставки в виде перил или интерьерные столики, часто на фоне пейзажей, изображенных на панно. Есть и снимки, где рука одного лежит на плече другого, сидящего. Попалась фотография двух военных с саблями наголо, параллельно опущенными к полу. Нашлись и фронтовые фото.
По документам архива можно иногда, пусть даже очень кратко, проследить вехи жизненного пути какого – либо человека. Вот документы одного из участников той войны – Алексея Ивановича Сергеева.
Алексей Иванович – житель с. Павлова, сын дьякона – псаломщика Всехсвятской кладбищенской церкви. Документы: аттестат об окончании Павловского городского 4 – х классного училища от 5 июня 1910 года. Фотокопия: А.И.Сергеев уже подпоручик 84 – го Ширванского полка, 1916 год. Еще в архиве хранятся записная книжка и фото, где Сергеев снят на поле в форме военнослужащего запасного батальона лейб – гвардии Семеновского полка. И еще одно фото ( от 26 апреля 1915 года), на котором он с сослуживцем сняты лежащими на одеялах в брезентовой палатке. Текст на обороте: «Лене на память о Лелечке, (моем дорогом брате, павшем 1916 года 22 сентября в бою смертью храбрых и похороненном в с. Павлове на кладбище».
А это уже скорбный документ - метрическая выписка от 1916 года о смерти А.И.Сергеева, в ней запись «Убит в бою с неприятелем».
Еще несколько подобных выписок, например удостоверение лазарета № 1 в Сарыкамыше о смерти рядового 6-го Кавказского армейского полка В. И. Вагина от 5 мая 1917 года. Убитые и калеки, осиротевшие семьи...
Доктор исторических наук С.В.Волков пишет:
« Боевые потери русской армии убитыми в боях (по разным оценкам от 775 до 911 тысяч человек) соответствовали таковым потерям Центрального блока как 1:1 (Германия потеряла на русском фронте примерно 303 тысячи человек, Австро-Венгрия — 451 тысячу и Турция — примерно 151 тысячу). Россия вела войну с гораздо меньшим напряжением сил, чем её противники и союзники. Даже с учётом значительных санитарных потерь и умерших в плену общие потери были для России несравненно менее чувствительны, чем для других стран.
Доля мобилизованных в России была наименьшей- всего лишь 39 % от всех мужчин в возрасте 15-49 лет, а в Германии — 81 %, в Австро-Венгрии — 74 %, во Франции — 79 %, в Англии — 50 %, в Италии — 72 %. При этом, на каждую тысячу мобилизованных у России приходилось убитых и умерших 115, тогда, как у Германии — 154, Австрии — 122, Франции — 168, Англии — 125 и т. д., на каждую тысячу мужчин в возрасте 15-49 лет Россия потеряла 45 человек, Германия — 125, Австрия — 90, Франция — 133, Англия — 62; наконец, на каждую тысячу всех жителей Россия потеряла 11 человек, Германия — 31, Австрия — 18, Франция — 34, Англия — 16».
Сравнивать можно все, что угодно, любые цифры, но ведь за каждой цифрой стоит судьба и жизнь конкретного человека и близких ему людей. Вот на выставке письмо и конверт к нему от Александра Викторовича Бокова к жене Евдокии Михайловне.Письмо форменное печатное на розовой бумаге с изображениями на лицевой и обратной стороне сцен из сражений и жизни солдат на фронте. Форменное печатное – это готовое большим тиражом изготовленное с заранее составленным текстом для всех отправляющих домой письма солдат – в основном полуграмотных крестьян, из которых в большей степени и состояла русская армия того времени.
И еще на выставке: записная книжка военнослужащего А. В. Бокова; удостоверение, выданное ему в госпитале в 1917 году, а также расчетная книжка Е. М. Боковой на получение продовольственного пособия (1914 -1918г.г.) которое выдавалась семьям военнослужащих как при царе и Временном правительстве, так и при Советской власти. В расчетной книжке есть и подпись волостного старшины и комиссара советской управы. Нет только документов о количестве слез, пролитых в тревоге за близкого человека.
Есть на выставке и фотографии участника I Мировой войны Павла Ивановича Сергеева с сослуживцем. Сняты мужчины в полный рост в военной офицерской форме стоящими на рельсах на фоне железнодорожного вагона. На обороте письмо. Фото: П. Сергеев у офицерского блиндажа, 1916 г. На фото в полной форме отдает честь. На обороте надпись: «Дорогому брату Ивану Ивановичу (с семейством). На добрую память», 1916 год. Другие фотографии Сергеева в архиве…
Мягкий взгляд, как будто бы из детства – на фотографии тот же человек в военной форме, но не с оружием… с живой белкой в руках, сидит под сосной, растущей на берегу озера. Еще фото П.И.Сергеева, 1916 года: у офицерского блиндажа за шахматами, в минуту отдыха.
Фото 1915 -16 года, где солдаты за обедом. Видны брезентные палатки в лесу и отдыхающие возле них военные. Следующее фото 1915 года можно назвать «За туалетом». На снимке, на переднем плане, на деревянной скамейке сидит П.И.Сергеев. Здесь же лежит бритвенный прибор. Справа стоит денщик и бреет Павла Ивановича. На заднем плане видны палатка и солдаты с винтовками. Будни войны.
Сергей Николаевич Иванов, рядовой 17-го железнодорожного батальона. Служили павловчане и в таких родах войск. На выставке есть специальный знак железнодорожных частей русской армии. Записная книжка этого же человека - рядового С. Н. Иванова, 1917 год. Почтовые открытки. Присланы Ивановым с фронта жене Евдокии Ивановне и матери. Открытки не российской печати. Австро-венгерские. Вероятно, трофей. На одной из карточек изображены санитары, несущие на носилках раненого, у изголовья которого идет Христос. На другой карточке - встреча воина с семьей. На следующих: сцена оказания первой помощи раненому воину; сцена ликования торжества победы; сцена, изображающая матерей и сестер, ждущих воина домой.
А вот материал и о пленных. Почтовая открытка с письмом своим родным В. К. Шоболова, военнопленного в Австро – Венгрии от 30 марта 1916 года. Письмо из немецкого плена, адресованное П. Н. Маковскому. В 1914 году в плену в Германии находилось свыше 200 тысяч сельскохозяйственных рабочих, задержанных в после объявления войны в качестве военнопленных. Согласно циркуляру германского правительства от 1 декабря 1914г. прусские помещики не только использовали наших пленных в качестве бесплатной рабочей силы, но еще и брали с них плату за содержание по 50 пфенингов ежедневно. Следующая (и достаточно редкая) фотография выставки: житель деревни Пурка С. Судаков в Хайльсберге, немецком лагере для военнопленных.
На обороте печать лагерной службы проверки. Сообщение военнопленного было отправлено по адресу: «госпоже Анастасии Судаковой, деревня Пурка Варежской волости Муромского уезда Владимирской губернии. Отправитель Степан Судаков № 24511».Эта редкая фотография тоже помещена на выставке. Она была найдена в доме Михаила Ивановича Судакова на старинной улице Острожной, ныне Кольцова. Какова судьба этого человека? Остался ли живым? Вернулся ли он из плена? И как существовала без него семья?
Ведь жизнь в тылу, как по всей стране, так и в Павлове и окрест сильно изменилась. Частные предприятия и Павловская кустарная артель перестроились на выпуск военной продукции. В выпускаемом ими ассортименте изделий появились различные виды холодного оружия, саперные лопаты, ножницы для резки колючей проволоки, медицинский инструмент. В экспозициях выставки : «Удостоверение Павловской кустарной артели от Павловского отделения Нижегородского губернского комитета по снабжению армии» от 31 августа 1917 года. На ссуды, полученные от правительства, на расширение производства были построены новые цеха. Продукция предприятий была отличного качества. Цены же на нее в артелях были гораздо ниже, чем у фабрикантов. «Грабить государство не патриотично!» - внушал своим артельщикам их руководитель А. Г. Штанге. Есть копия его письма председателю Всероссийского Земского союза князю Г. Е. Львову от 11 июня 1915 года – экспонат по той же теме.
А это фото можно подписать так: «Сбор средств в с. Павлове для солдат, сражающихся на фронтах Первой мировой войны». На фото зима, группа людей, лошадь с нагруженными санями и плакат с надписью «Пожертвуйте для воинов на передовых позициях, кто сколько может».
В Павлове открылся госпиталь для фронтовиков. Вот на старой фотографии раненые солдаты в Павловском госпитале. В центре врач Зинаида Павловна Макарова. Рядом фельдшер Гордеев и перевязанные люди.
Следующий экспонат – программа благотворительного спектакля Павловского любительского театра (1915 год) на подарки воинам Первой мировой войны по пьесе И.Сургучева «Торговый дом». Конечно же, подобное мероприятие было не одно.
В селе появились пленные австро-венгерские солдаты. Осталась фотография 1915 года, на которой видны военнопленные, мостящие в Павлове улицу Таремскую (ныне ул. Фрунзе). В июле 1915 года в России насчитывалось 700 тысяч пленных, в том числе около 200 тыс. немцев, 400 австрийцев и до 100 тыс. турок. Пленные славяне были хорошим подспорьем в сельском хозяйстве. Немцы же и мадьяры, в странах которых отмечалось плохое обращение с русскими пленными, по распоряжению государства в основном использовались на работах в шахтах. В документальных фильмах о той войне есть множество кадров, где военнопленные трудятся в странах противника.
В тех же фильмах еще кадры и с людьми, бегущими от «железных чудовищ - убийц» - танков, с людьми ослепшими и умирающими после газовой атаки, с людьми с психическими заболеваниями после самолетных бомбежек. Судьбы людей жуткой войны.
Первая мировая война ускорила разработку новых вооружений и средств ведения боя. Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогаз, зенитные и противотанковые орудия, огнемет. Широкое распространение получили самолеты, пулеметы, минометы, подводные лодки, торпедные катера. Резко выросла огневая мощь войск. Появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты. Авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательный, истребительный и бомбардировочный. Возникли: танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация. Увеличилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии. Также появилась «окопная тактика» - ведения войны с целью изматывания противника и истощения его экономики.
Об этой самой «окопной войне» и изменениях настроений в армии можно прочесть в хранящихся в фондах письмах с фронта. Пишет павловчанин Николай Иванович Кленкин к брату Андрею в 1914году: «Бог даст, переживем это трудное для всех время упорной борьбы с нашими врагами…», «У солдата нет уныния, постоянно при исполнении обязанностей, к которым теперь приходиться относиться вдвойне серьезно».
«… Мы только видим и слышим грохот орудий, жужжание пуль и шрапнели. Нельзя головы из окопа показать. В настоящую минуту пока жив и впредь что Бог даст. Не знай, когда все это кончится. Кровопролитию видно конца не будет».
«… От немца всего 400 шагов.»
В 1917 году: « Пропадаем ни за что…»
А в отдельных папках брошюра 1914 года «С кем и почему воюет Россия?» и листовка «Русский солдат» с призывом: выполнить свой долг перед отечеством. Есть эти печатные издания и на выставке.
Еще есть на выставке противогаз, вернее, ватно-марлевая повязка, начала века. По всей вероятности кто-то из павловчан попадал под газовую атаку, «попробовал» хлора.
И в памяти всплыл телевизионный документальный фильм о страшнейшем эпизоде той войны и о героизме русских солдат 13 роты 226 – го Землянского полка, которые защищали небольшую крепость «Осовец. После длительных бомбежек и артобстрелов, а потом и мощной химической атаки немцев, наши воины вышли из зеленого облака хлора в штыковую атаку и числом около шестидесяти обратили в бегство 14 батальонов противника! Русские защитники Осовца так и не сдали крепость. Читая страницы истории можно найти достаточно материалов, рассказывающих о подвигах россиян.
Чтобы лично расширить представления о войне 1914 – 18 г.г. можно обратиться еще и к публицистической и художественной литературе. Мало описана эта война писателями российскими – участниками военных действий. Россию ожидала Гражданская война. Наиболее известны стихи и проза Николая Гумилева, который в начале Первой мировой войны поступил добровольцем в уланский полк и заслужил за храбрость два Георгиевских креста и который был расстрелян как враг Советской власти в 1921 году. Скорее на памяти американский писатель и журналист Э. Хэмингуэй и немецкий писатель – пацифист Э. М. Ремарк. Особенно Ремарк, творчество которого жестко и правдиво осветило весь ужас войны и наиболее судьбу «потерянного поколения» - восемнадцати - двадцатилетних мальчишек, брошенных в ад сражений начала века. В 1933 году фашисты запретили и сожгли произведения Ремарка. Самому ему пришлось бежать из Германии, которая готовилась к следующей страшной войне.
Недавно на одном из литературных сайтов появилось проникновенное и пронзительное стихотворение, посвящение Э.М.Ремарку, поэта Михаила Сливкина-Рубанова, историка по образованию, которому удалось в этом произведении смешать судьбу и слово и дать читателю пережить эпизоды страданий войны.
Сага. (Э. М. Ремарку)
1.
Веки закрой
И тогда -
Память навалится сразу:
...Грязные пальцы Христа
Тянутся к противогазу,
Ноготь обкусанный - вошь
Давит на шее приклада
Грязью забрызганной,
Дрожь -
Неудержимая,
Града
Стук о простреленный шлем
Вросшего в бруствер камрада,
Глина на взгорках колен,
Запах дерьма и распада...
2.
Вслушайся,
Там, за окном -
Вдрызг разбиваются лужи
Сгнившим в земле каблуком,
Дребезжащим подковкою,
Души -
Вызваны к жизни пером
Гениальным,
Ползут по бумаге -
Освящённые нудным дождём,
Пережитым когда - то
И саге,
Этой не будет конца,
Пока вновь не отыщут в окопе -
Ослепленного газом Христа,
Потерявшего сердце Европы...
Да, война – это не бравурные марши и парады, это кровь, грязь, увечья, страх. И дух ее и сейчас витает в воздухе. Она возникает то в одной точке мира, то в другой. И все подобное будет продолжаться, пока не «отыщем в этом мире Христа». Призыв не нов, но написано ярчайше, до дрожи в сердце!
Вернемся к выставке. Судя по документам, павловчане сражались на фронтах первой мировой в разных видах войск. Представители славного племени металлистов были и в рядах первых русских авиаторов. На выставке есть фотография летчика -наблюдателя самолета «Илья Муромец» Ивана Осиповича Самойлова, который служил и воевал под командованием одного из лучших пилотов своего времени поручика Г. В. Алехновича, бывшего по историческим сведениям в одной эскадре с П. Н. Нестеровым, совершившим первым в мире фигуру высшего пилотажа – «мертвую петлю», а на войне – первый в мире таран самолета противника. Дело в том, что в начале войны самолёты всех воюющих стран, кроме русского самолета «Илья Муромец», не имели пулемётов. Командование считало, что основная задача авиации - разведка, и наличие пулемётов будет отвлекать лётчиков от выполнения этой задачи. Поэтому первые воздушные бои велись с помощью карабинов и револьверов. Таран же был самым эффективным способом сбить вражеский самолёт.
Конечно, всю историю Павлова той поры проследить невозможно. Но нужно сказать, что наш небольшой городок - часть России, пережившая с ней все потрясения истории, в том числе и войну начала XX века, которая послужила своеобразным катализатором революционных процессов в России, приведших к Октябрьской революции 1917 года и после которой Россия фактически вышла из войны: 2 декабря подписала с германо-австрийским блоком соглашение о перемирии, а позднее приступила к мирным переговорам. И для России Первая мировая война, которая продолжалась более 4 лет (с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918) закончилась. В ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек, из которых 12 млн. было убито и 20 млн. искалечено. И эта война ( по своим масштабам, людским потерям, социально-политическим последствиям) не имела себе равных во всей предшествующей истории. Она оказала огромное влияние на экономику, политику, идеологию, на всю систему международных отношений. Война привела к крушению самых могущественных европейских государств и складыванию новой геополитической ситуации в мире.
Во многих странах, принимавших участие в Мировой войне1914-18г.г. были установлены памятники погибшим на полях сражений. В России в Москве 1 августа 2004 года, к 90-летию начала Первой мировой войны, на месте Московского городского братского кладбища в районе Сокол были поставлены памятные знаки «Павшим в мировой войне 1914—1918 годов», «Российским сёстрам милосердия», «Российским авиаторам, похороненным на московском городском братском кладбище».11ноября 2009 года на месте Братского кладбища в городе Пушкин была установлена стела — памятник героям Первой мировой войны.
В декабре 2012 года Президент России В.В.Путин утвердил поправку в Федеральный закон России «О днях воинской славы и памятных датах России», вступившую в силу с 1 января 2013 года, согласно которой 1 августа объявляется Днём памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914—1918 годов.
Татьяна Сергунина.
29.09.2023